English Version
СТАТЬИ
Новости
О журнале
Наши авторы
Наши друзья
Темы
Архив номеров
Где купить
Подписка
Книги
О дайвинге
Фотогалереи
Опросы
Объявления
Дайв-ресурсы
Форум
Персидский залив: нефть, война и море (#2 2003)


  Василий Спиридонов, координатор Морской программы Всемирного фонда дикой природы в России

Работа международной команды исследователейНа свете существует бесчисленное множество заливов. Но когда говорят «Залив» и пишут это слово с заглавной буквы, можно не сомневаться,
что речь идет о заливе Персидском. Американцы, с легкой руки которых пошло такое написание, вряд ли задумывались в своем постоянном стремлении упрощать и сокращать названия, что в данном случае попали в точку. Вряд ли какая-нибудь другая, глубоко вдающаяся
в сушу, часть моря сыграла, играет и будет играть такую же роль в судьбе экологической ниши — и тем не менее фауна и флора удивительно разнообразны.

В Заливе обитают морские зеленые черепахи, выбирающиеся для размножения на острова Каран и Яна у берегов Саудовской Аравии, а вдоль его берегов проходит западно-азиатский миграционный путь птиц. Такой вот волнующий воображение мир, где встречаются море, пустыня и две великие реки.С открытием богатейших нефтяных месторождений население побережья За человеческой  цивилизации как Залив.

Две истории Залива
Одна из его историй началась в незапамятные времена, десятки, если не сотни миллионов лет назад, когда из массы захороненных на дне одноклеточных организмов возникла нефть. Другая история началась примерно 6-7 тысяч лет назад, когда на берегах Залива и в нижнем междуречье Тигра и Евфрата началось культурное и техническое развитие человечества. Место, откуда пришли шумеры — основатели древнейшей цивилизации в нижнем Двуречье. Там шумеры сформировались как морской народ, искусные кораблестроители и судоводители. Однако вскоре шумеры, увлекшись войной с соседями, забросили свои каналы, регулировавшие паводки Тигра и Евфрата, и страну постигли сокрушительные наводнения. Не они ли описаны в Библии как Потоп — первая экологическая катастрофа, вызванная непомерной гордыней человека? Так замкнулся первый круг, но циклу было суждено повториться еще не раз.

Зеленая черепахаСегодня мы на пороге новой войны, и когда эта статья будет опубликована, война эта (хотелось бы ошибиться, но, боюсь, не получится) будет полыхать вовсю или только-только угаснет. За 6000 лет глубинные причины войны не изменились — все тот же контроль над рынками товаров и торговыми путями. Только теперь главным товаром стала нефть. Все последствия этой войны для мира будут столь многообразны и драматичны, что пытаться представить их сейчас — дело безнадежное. Однако об экологической стороне дела поговорить можно — тем более, что история экологического бедствия, которое повлекла за собой первая американо-иракская война в Заливе, хорошо документирована.

Жизнь на краю
Прежде чем перейти к событиям начала 1990-х годов, скажем несколько слов о природе Залива. Залив окружен пустыней, типичная растительность на аравийских берегах — так называемая «сабха» — мелкий кустарник на гребнях дюн. В Залив впадают считанные реки, поэтому вода здесь одна из самых соленых в мировом океане — почти везде концентрация солей превышает 40 промилле. И что уж совсем нечасто встречается под тропиками – температура воды скачет от зимы к лету похлеще, чем в средней полосе России: от 11°С до почти 40°С.

Рифообразующие кораллы вообще-то этого не любят, однако в Заливе есть коралловые рифы, словно впадающие в спячку зимой и даже зарастающие в это время года бурыми водорослями. Еще одна особенность рифов Персидского залива — они часто бывают образованы одним видом коралловых полипов, что для этого региона весьма необычно. Не только кораллы, но и многие другие животные обитают здесь словно бы на краю своей экологической ниши — и тем не менее фауна и флора удивительно разнообразна. В Заливе обитают морские зеленые черепахи, выбирающиеся для размножения на острова Каран и Яна у берегов Саудовской Аравии, а вдоль его берегов проходит западно-азиатский миграционный путь птиц. Такой вот волнующий воображение мир, где встречаются море, пустыня и две великие реки.

Марши и мангровы в нефтиС открытием богатейших нефтяных месторождений население побережья Залива увеличилось по меньшей мере на порядок. Выросли города с офисами нефтяных компаний, знаменитые курорты Эмиратов, инфраструктура нефтяных приисков. Нефть стала попадать в море в результате рутинных операций добычи и перекачки. Правда, относительно малыми порциями и в масштабах всего региона. Выросшее население подтолкнуло развитие индустриального рыболовства и промышленного опреснения воды — нигде на берегах мира нет такой концентрации опреснителей, как на побережье Залива. Но с постоянной нагрузкой у природы Залива есть шанс справиться — если ей помогут путем создания заповедников, парков, обеспечения строгого экологического контроля при добыче нефти, регулирования рыболовства и просвещения туристов. От больших аварий и войны это помогает, понятно, плохо.

А как первая война…
В августе 1990 года иракские войска захватили Кувейт. В январе 1991 года союзники приступили к бомбардировке иракских позиций и ракетных установок, а 25 февраля началась наземная операция. Через три дня американские солдаты вошли в Кувейт.

Еще за несколько недель до развязки, уже понимая, что война проиграна, Саддам Хусейн или кто-то из его генералов отдал приказ выпустить сырую нефть в море. Сколько нефти утекло, сказать трудно. Оценки разнятся от 2 до 11 миллионов баррелей, однако величина в 6-8 миллионов баррелей (около миллиона тонн) кажется наиболее вероятной. Преобладающие ветра понесли нефть вдоль западного берега Залива к берегам Саудовской Аравии, где под влиянием сильных приливных течений нефть быстро оказалась на берегу. Более 700 км побережья от южного Кувейта до Джубайля покрылись сплошным слоем маслянистой жижи.

Пострадавший бакланСаудовская Аравия — одна из самых богатых стран мира, и средства для борьбы с нефтяными разливами там, по счастью, имелись. Однако даже с лучшей техникой, принадлежащей работающим в Заливе транснациональным компаниям, было трудно обойтись без помощи международных организаций, таких как IMO — Международная организация мореплавания. Она, в частности, наняла команды быстрого реагирования, которые буквально вымыли мангровые заросли на о. Курма и спасли их от гибели, а также заменили 14000 кубометров загрязненного песка на пляже, чтобы морские черепахи смогли выползти на чистый песок. Уже в июне 1991 г. королевство Саудовская Аравия официально объявило, что в море и на берегу удалось собрать около миллиона баррелей нефти.

Поведение разлитой нефти в воде специально изучается учеными, чтобы предсказать последствия разливов. Вариантов может быть много, тяжелые фракции могут оказаться и в донных осадках, надолго отравив море. Но аравийско-персидская нефть легкая, поэтому массового оседания не произошло, и живые организмы ниже отметки максимального отлива существенно затронуты не были.

Иначе сложилась обстановка в приливной зоне, нефть проникала в песок на глубину до тридцати сантиметров, иногда до полуметра, однако довольно быстро загрязненные слои заносило чистым песком. Приливно-отливная зона (литораль) лишилась своего обычного населения, особенно пострадали побережья глубоко вдающихся в сушу заливов и многие соленые луга и мангровые заросли. Помимо постоянных обитателей литорали, таких как крабы, хуже всего пришлось птицам, поэтому фотографии измазанных мазутом бакланов навсегда останутся символом экологического террора.

Пострадавшая мангроваОстается сказать, что не меньший, если не больший вред берегам нанесли войска союзников, которые, разъезжая на вездеходах и танках по сабхе и приморским соленым лугам, меньше всего думали о том, что они наносят хрупкой растительности непоправимый ущерб.

События могли принять гораздо более драматический оборот, если бы нефть понесло к иранскому берегу. Иран не обладал тогда такими возможностями для очистки загрязненных побережий как Саудовская Аравия и находился в международной изоляции. Так что Всевышний хранил Залив до поры.

С фатальной точки зрения восточного человека так и должно было быть. Сегодняшняя война американо-британской коалиции против Ирака абсурдна, но она началась и, как ни странно, единственным основанием надеяться на сколько-нибудь благополучный исход является все тот же фатализм, получивший свою законченную форму у народов, живущих вокруг Залива. Ведь именно в этом регионе появились Библия и Коран, которые, между прочим, говорят и том, каким ничтожеством оборачивается порой гордыня земных правителей.

Нефть на пляжеПри подготовке этой статьи были использованы материалы исследования по проекту The Status of Coastal and Marine Habitats two years after the Gulf War Oil Spill (опубликовано в Courier Forschungsinstitut Senckenberg, Band 166, 1996, Frankfurt am Main). Автор выражает глубокую признательность Михаэлю Апелю (Мichael Apel) и Фридхельму Круппу (Friedhelm Krupp) за предоставленные фотографии.


Copyrights © 19972004 DIVING CLUB
Дайвинг - рейтинг DIVEtop.Ru