English Version
СТАТЬИ
Новости
О журнале
Наши авторы
Наши друзья
Темы
Архив номеров
Где купить
Подписка
Книги
О дайвинге
Фотогалереи
Опросы
Объявления
Дайв-ресурсы
Форум
История Лже-«Александра I» (#5 2003)


  Алексей Марков
Михаил Семенов, директор журнала

Долгие годы дайверы, погружавшиеся у побережья Крыма у поселка Форос, посещали судно, которое с чьей-то легкой руки называли «Александр I». По рассказам очевидцев, водолазы, выполняющие в середине 70-ых годов гидротехнические работы при строительстве берегоукрепительных сооружений в санатории «Форос», сняли с кормы этого судна бронзового двуглавого орла. Вот и решили: если не само судно, так хотя бы название должно иметь отношение к царской фамилии. Существовали версии, что это парусно-моторная яхта «Штандарт», принадлежавшая Александру I и затонувшая на Черном море.

Идентифицировать судно, опираясь только на водолазное обследование и рассказы дайверов, было практически невозможно. Вот и упоминался на сайтах нескольких крымских дайв-центров этот рэк как судно «Александр I», затонувшие в начале XX века.

Так бы все и продолжалось, если бы в начале весны этого года мне не пришло письмо. Его автор, Андрей Гончаров, специалист по истории флота, во-первых, усомнился в том, что судно «Александр I» утонуло в этом районе, а во-вторых — предложил гипотезу, что это останки парохода «Ростов». Дело в том, что он готовил публикацию о действиях немецких подводных лодок у побережья России во время Первой мировой войны, и по его данным в этом районе в 1918 году немецкой подводной лодкой UC-23 было затоплено судно «Ростов». Чтобы иметь возможность уточнить местоположение гибели судна, он прислал фотографию из собрания В. Скопцова. Вот история судна, которую нам поведал Андрей Гончаров.

Пароход был построен в 1867 г. в г. Ньюкасл (Великобритания) и принадлежал Российскому обществу пароходства и торговли (РОПиТ). В 1892 г. он прошел капремонт, а 3 марта 1916 г. был мобилизован и зачислен в состав транспортной флотилии Черноморского флота. Водоизмещение судна составляло 2925 тонн, длина — 79,2 м, ширина — 9,6 м, осадка — 5,4 м, мощность парового двигателя — 600 л.с. Вооружение «Ростова» составляли два 57-мм орудия. Его судьба в известном справочнике покойного С. Бережного (откуда и взяты эти ТТХ) указана неверно. По данным В. Ярового (Новокузнецк), «Ростов» имел изначально паровую машину типа компаунд производства фирмы К. Митчеля и 2 цилиндрических котла. Котлы, скорее всего, за годы эксплуатации менялись и могут быть производства другой фирмы.

Впервые он попал в переделку еще 22 ноября 1915 г. в районе Туапсе, уклоняясь от атаки германской подводной лодки UC-13. Тогда в «Ростов» из 60 выпущенных немцами снарядов попали только два. Возможно, из-за сильного волнения на море немецкой лодке пришлось отказаться от продолжения расстрела беспомощно торчавшего под берегом судна. Вскоре «Ростов» благополучно стащили на воду и отремонтировали.

Но в 1918 г. ему снова не повезло. 9 апреля подводная лодка UС-23 под командованием капитан-лейтенанта Люббе (Hans-Georg Lubbe) вновь вышла к Крымскому полуострову и 10 апреля высадила у Евпатории агентов (из русских). В ночь на 14 апреля эта лодка южнее Крыма захватила транспорт № 35 («Казак»), а на рассвете того же дня в 8 милях юго-восточнее Ялты еще и вспомогательный тральщик Т351 («Ольга»). При этом подрывным зарядом была затоплена находившаяся на буксире у последнего баржа «Таганрог» (57 тонн), а сами суда отправлены в Одессу в качестве призов. Поводом к захвату судов послужило наличие на них вооружения и боеприпасов. На следующий день UC-23 перехватила у мыса Сарыч транспорт № 57, тот самый «Ростов», следовавший в Севастополь. В связи с отказом русских подчиниться сигналу с лодки и остановиться с UС-23 был открыт огонь. Поврежденное судно, на котором среди пассажиров имелись убитые и раненые, выбросилось под огнем на отмель в бухточке Форос, где впоследствии было разбито штормами.

Эти действия вписывались в проводившуюся тогда германской стороной политику по недопущению плавания русских судов у собственного побережья. В то же время они рассматривались русской (а потом и советской) стороной не иначе, как нарушение статьи 5 мирного договора и имели следствием появление ноты протеста советского народного комиссара по иностранным делам, направленной в Берлин 17 апреля 1918 г. Впрочем, этот протест был отклонен немцами со ссылкой на ту же пятую статью, при этом подчеркивалась именно недопустимость плавания любых русских военных судов даже между своими портами.

Боевые корабли русского Черноморского флота оставались на базах, соблюдая условия договора. Но поскольку большинство вспомогательных судов, переоборудованных из гражданских пароходов, числилось транспортами, тральщиками и пр. и были вооружены, это обстоятельство позволяло немцам безраздельно хозяйничать у крымских берегов.

Во время нашего обследования было установлено практически полное совпадение береговой черты, несмотря на обширное строительство на берегу. Совпадает даже внешний вид валунов в прибрежной зоне. Расположение кормовой части на дне также соответствует ее положению на снимке 1918 года.

Сейчас судно лежит вдоль берега на границе песка с камнями носом в сторону Ялты, корма находится на глубине 14 метров и смотрится очень живописно: сохранился четырехлопастной винт и руль, остальной корпус сильно разрушен штормами, носовая часть отсутствует, совсем рядом с корпусом лежат два паровых котла, определить марку которых не удалось. Из-за сильного обрастания иногда на пароходе появляется небольшое течение со стороны Севастополя. Добраться до «Ростова» из поселка Форос (40 минут от Ялты).

Все погружения в Крыму ведутся под контролем пограничников (Крым — приграничная зона). Необходимо заранее получить разрешение в погранотряде, но лучше воспользоваться услугами местных дайв-центров.

Редакция журнала выражает благодарность дайв-центру «Юнион-Крым» за помощь в подготовке этого материала. 


Copyrights c 1997-2004 DIVING CLUB
Дайвинг - рейтинг DIVEtop.Ru [AD] [AD]