Наверное, каждый любитель красот хотел бы, чтобы они оставались с ним всегда. В этом, видимо, и секрет фантастической популярности подводной фотографии. Еще сравнительно недавно она была элитарным искусством для немногих, а сегодня доступна всем, у кого есть время, желание и средства.
История подводной фотографии началась еще в XIX веке. Правда, тогда назвать это фотографией можно было лишь с натяжкой. Водолаз в трехболтовом вентилируемом снаряжении весом около 100 кг пытался совладать с герметично закрытой бочкой, в которой находилась широкоформатная фотокамера «Детектив». Она позволяла сделать 5-6 кадров на стеклянную пластину. Экспозиция длилась минуту, а о качестве говорить особо не приходилось. Словом, не съемка, а сплошной аттракцион.
Несколько позже в подводной фотографии оформилось особое направление - научное, не требовавшее участия человека. Съемку вели спускаемые герметичные фотоаппараты, оснащенные источниками искусственного света, как правило, одноразовыми вспышками. Такая техника предназначалась для изучения морского дна, ибо опускалась на недоступную человеку глубину. Иными словами, самую глубокую часть мирового океана видел не человек, а объектив фотокамеры.
С появлением легкого и относительно безопасного дыхательного аппарата - акваланга - возможности подводной фотографии многократно расширились, к тому же фототехника стала значительно компактней. А с развитием любительского подводного плавания интерес к подводной фотографии стал шире.
В 1930-х гг. фирма «Лейка» изготовила первый узкопленочный (под 35-мм пленку) фотоаппарат, доступный как любителям, так и профессионалам. Особенно по душе он пришелся репортерам - благодаря большому запасу пленки. Знаменитый подводный фотограф, сотрудник National Geographic Девид Дюбилье начинал свою карьеру с самодельного фотобокса и фотоаппарата «Лейка». А еще более знаменитый подводный исследователь Жак-Ив Кусто с помощью своих инженеров в начале 1960-х изготовил подводный фотоаппарат, не требующий бокса - Colipso Photo, с которым можно работать на глубинах до 50 м. У него сменные объективы, он очень компактен и удобен. Благодаря этим качествам фирма Nikon смогла наладить его массовый выпуск под маркой Nikonos I. Конструкторы фирмы оснастили его подводной фотовспышкой со сменными одноразовыми магниевыми лампочками.
Nikonos быстро приобрел широкую популярность. Но оставались и приверженцы старых громоздких камер, считавшихся более надежными. Ганс Хасс, австрийский подводный фотограф, чья карьера началась в 40-х гг., использовал зеркальные двухобъективные среднеформатные камеры Roley Flex. Хасс изготовил для них целую коллекцию боксов - в серийном производстве они получили название Roley Marian. Их по сей день применяют некоторые профессионалы.
В 50-х - 60-х гг. подводный бум начался в СССР. Появились первые акваланги, маски, ласты. Увлечение подводным спортом породило и увлечение подводной фотографией. Самые распространенные фотоаппараты - «Зенит» и «Зоркий», которыми располагала чуть ли не каждая советская семья, для них наша промышленность изготовила фотобоксы. Для «Зенита» Красногорский оптико-механический завод выпускал бокс КПФ, а Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО) сделало бокс УПК под «Зоркий». Оба дожили до наших дней - ими по-прежнему пользуются и достигают прекрасных результатов. Подводные фотовспышки в нашей стране почему-то так и не изготовили - любители пользовались самодельными. Сегодня в мире выпускается огромное количество подводной фототехники. Самая простая - так называемые «мыльницы», рассчитанные на глубины не более 5 м. Из-за малой рабочей глубины такой аппарат ограничивает возможности фотографа; кроме того, у «мыльниц» малый ресурс работы. Тем не менее они очень популярны у любителей активного отдыха и водного спорта - благодаря компактности, простоте и удобству в обращении, да и кадры получаются неплохие.
Гораздо лучше приспособлены для подводной съемки «мыльницы» с рабочей глубиной до 45 м. С такими уже можно смело нырять с аквалангом. У них есть встроенная фотовспышка (правда, слабая и расположенная слишком близко к объективу, поэтому она годится лишь для съемки над водой) и некоторые необходимые аксессуары. Объектив тоже встроенный и поэтому не сменный; для съемки с близкого расстояния аппарат комплектуется насадочными линзами и рамками для кадрирования. В некоторых моделях макролинза встроена непосредственно в фотокамеру и устанавливается поворотом рычага на внешней панели фотоаппарата. Чтобы снимать ландшафты и крупные объекты, можно установить широкоугольные насадки. В отдельных моделях даже предусмотрено наведение на резкость под водой, но дальномер отсутствует и объектив, как правило, гиперфокальный, т.е. заведомо настроен на расстояние от 1 м до бесконечности (ввиду своей малой светосилы). Для правильного определения рамок кадра на подобной «мыльнице» монтируется видоискатель - рамочный или оптический. Можно также отдельно приобрести вспышку большой мощности на выносном рычаге-штанге, который крепится к «мыльнице» и может занимать относительно нее любое положение.
Следующая категория подводной фототехники - фотоаппарат, не требующий дополнительной герметизации, со сменными объективами. Лучшим в этом классе считается Nikonos - конечно, не «тот самый», а усовершенствованный, претерпевший большие изменения. От первых моделей Кусто он унаследовал легкость и удобство в работе, но приобрел современную электронику. До сих пор живут и здравствуют ранние модели «Никоноса», особенно II и III. Даже профессионалы используют их в качестве второго фотоаппарата. Благодаря контактной камере с оригинальным двухшторным затвором и сдублированному взводу-спуску Nikonos II и III очень просты и удобны в обращении.
Но наибольшей известности достиг Nikonos V - он выпускается уже более 25 лет. Наличие экспонометра и выносной автоматической фотовспышки (система ТТЛ) обеспечило ему успех как у любителей, так и у профессионалов. В его комплект входит 10 объективов - от легкого телевика с фокусным расстоянием 80 мм до «рыбьего глаза» с углом зрения 180° - и полтора десятка вспышек мощноаью от 30 до 500 Дж. Восемь лет назад фирма Nikon выпустила автофокусный вариант Nikonos RSAF с зеркальным видоискателем и более совершенной системой замера света. В комплект к нему можно было приобрести даже зум-объектив «20-35». Но из-за очень высокой стоимости модель успеха не имела и была снята с производства.
Та же судьба постигла и разработку австрийской фирмы Sub Eye. Ее фотоаппарат (одноименной марки), по существу, представлял собой некий гибрид Nikonos V и среднестатистической «сухопутной» камеры: корпус герметичный, но объективы обычные никоновские, и на них сверху устанавливается герметичный тубус со сменными иллюминаторами.
Наиболее продвинутая подводная фототехника - «сухопутный» аппарат в боксе. Он не ограничивает возможностей фотографа, так как забоксировать можно что угодно - от любительских фотокамер до профессиональных монстров стоимостью в несколько тысяч долларов. Преимущества такой системы несомненны: если у вас есть полноценный «наземный» фотоаппарат и набор объективов к нему, остается только приобрести бокс. Правда, последний обойдется примерно в ту же сумму, сколько и сам фотоаппарат... Кроме того, на бокс необходимо надеть порты: герметичный тубус и иллюминатор - либо сферический для широкоугольных объективов, либо плоскопараллельный для штатных и макрообъективов.
На бокс нужно установить вспышку - одну или несколько. У кронштейнов для крепления вспышек шарнирные соединения - они позволяют менять рисунок света. Наконец, нужен пилотный фонарь для подсветки объектов съемки. Когда вы соберете весь комплект, то поймете, насколько тяжело и неудобно с ним плавать и тем более транспортировать его, но полученные с его помощью результаты с лихвой окупят любые неудобства.
Неизбежный вопрос: на чем остановить свой выбор, какой фотоаппарат и какая система лучше? Однозначного ответа, как легко догадаться, нет. Все дело в том, ЗАЧЕМ вам подводная фототехника. Каждый фотоаппарат создан для своего потребителя. Купив «мыльницу», вы не будете обременены ни весом, ни габаритами, но снимки послужат разве что украшением семейного альбома. Если же вы выбрали Nikonos V, то будете постепенно расширять его возможности, приобретая дополнительные аксессуары и сменные объективы. Разумеется, это имеет смысл лишь по мере накопления опыта.
Теперь самое время поговорить о приемах подводной фотографии. Прежде всего - о свете. Вода гораздо сильнее, нежели воздух, поглощает свет, и на глубине 400 м уже царит кромешная тьма - фотографу там делать нечего. С каждыми тремя метрами глубины интенсивность света падает вдвое. Исходя из этого можно провести расчеты, впрочем, весьма условные, ибо после шторма, при разной прозрачности воды, наконец, от близости темного либо, наоборот, светлого грунта показатель освещенности заметно меняется. Для расчета времени экспозиции надо воспользоваться экспонометрами вашего фотоаппарата, если они есть. Ну, а если их нет, остается полагаться на собственный опыт и интуицию. Существуют и подводные экспонометры, но они дороги и сложны в обращении, особенно для новичка. В любом случае, если вы сомневаетесь, лучше сделать на пробу несколько дублей с разными экспозициями и посмотреть, что получится.
О фотопленках долго распроараняться не стану - сошлюсь на статью Григория Кеворкова «Чем зарядить свой фотоаппарат» («Подводный клуб» 4'2000). Сегодня налицо огромное разнообразие фотопленок разной чувствительности - от 25 до 3600 единиц. Правильно подобрав чувствительность пленки, вы можете фотографировать практически на любой глубине.
Но будьте готовы к тому, что неизбежно возникнут проблемы с цветопередачей. Ведь вода действует как синий фильтр, причем с глубиной этот эффект усиливается. Полагаю, вы замечали, что в бассейне белая кафельная плитка уже на глубине 2 м выглядит синей? А на 4 м любые краски, даже очень яркие, превращаются в синие и сине-зеленые.
Исправить положение может источник искусственного света. Речь, конечно, не о подводных фонарях - они не обладают нужной мощностью. Применяют импульсные фотовспышки, дающие мощный свет. Основной характеристикой фотовспышки служит именно мощность, точнее, энергия ее света, выраженная в джоулях, ватт-секундах или просто цифровым кодом (номером). Как правило, в подводной фотографии применяются вспышки мощностью от 30 до 500 Дж. Для макросъемки с расаояний от нескольких сантиметров до 1 м достаточно 30 Дж, а для съемки крупных подводных объектов или ландшафтов требуется порядка 400 - 500 Дж. Имейте в виду, что при съемке с дистанции более 4 м вспышка любой мощности теряет эффективность, ибо 4-метровый водный слой - тот же синий светофильтр (см. выше). В профессиональных вспышках на сей случай предусмотрена спектральная коррекция, но она требует точных и сложных расчетов.
В зависимости от объектива и от угла зрения подбирается угол освещения вспышки - от него напрямую зависит и ее мощность. Освещенность, которую обеспечивает вспышка, определяется ее ведущим числом; последнее коррелирует с дальностью ее действия.
Некоторые вспышки оснащены пилотным светом; последний необходим для того, чтобы определить, куда направлен свет, чтобы видеть его структуру и положение, особенно при ночной съемке автофокусной камерой. В некоторых моделях вспышек для той же цели параллельно самой вспышке устанавливается подводный фонарь.
Еще один часто задаваемый вопрос: сколько нужно вспышек? Правильный ответ вы получите лишь после того, как решите, что, как и зачем собираетесь снимать. И что хотите увидеть на своих снимках. Иначе говоря, мы подошли к вопросу о композиции.
Подводную фотосъемку обычно делят на три типа: 1) макросъемку, при которой размер объекта равен или почти равен размеру изображения на кадре (сюда же по традиции относят и съемку в масштабе 1:2 и даже 1:3); 2) съемку штатным объективом с нормальным фокусным расстоянием, когда искажения сведены к минимуму; 3) съемку широкоугольными и сверхширокоугольными объективами.
Макросъемку в масштабе 1:1 обычно применяют для научных целей; в опальных случаях масштаб - дело вкуса. Для макросъемки аппаратом без сменных объективов применяются макролинзы, которые устанавливают перед объективом непосредственно под водой. Для кадрирования применяются специальные рамки - «усы». Такую рамку следует установить прямо на объект, что не всегда возможно. Макролинза позволяет снимать с близкого расстояния, но заметно ухудшает качество изображения.
В фотокамерах со сменными объективами применяются удлинительные кольца - они вносят лишь незначительные искажения. Например, для Nikonos V выпускается несколько удлинительных колец с разным масштабом изображения. При съемке с близкого расстояния также требуется рамка.
Наилучшее качество макросъемки обеспечивают специальные макрообъективы. Другое дело, что они очень дорого стоят, и к тому же их можно использовать только в зеркальных камерах - иными словами, макрообъективы годятся исключительно для съемки в фотобоксах и поэтому применяются в основном профессионалами. Вспышки при макросьемке применяются маломощные, но их необходимо иметь как минимум две, дабы высветить все тени. Как правило, вспышки выставляют на предельную мощность, чтобы максимально закрыть диафрагму ради увеличения глубины резкости; в противном случае трудно получить резкий снимок.
Макросьемка - наиболее распространенный и интересный тип подводной фотографии... и требующий наибольшего терпения. Особенно же интересной, даже захватывающей, следует считать ночную макросъемку: ведь ночью многие подводные обитатели спят, и фотограф получает шанс подобраться к ним вплотную.
Объективы с нормальным углом зрения и малые широкоугольные объективы под водой хороши тем, что не дают искажений: то, что на снимке, выглядит практически так же, как и натура. Поэтому такие объективы широко применяются для портретной съемки. Имейте в виду, что фотопортрет - весьма сложный вид съемки, так как требует специальной подготовки и, что еще важнее, работы с фотомоделью. Очень важно грамотное использование источника (источников) света. Последний должен падать сбоку или сверху, но ни в коем случае не снизу - иначе потом тот, кого вы снимали, себя не узнает... Обязательно сделайте несколько дублей - мимика человека меняется с каждой секундой, и с одного раза никогда не поймаешь нужный момент, тем более под водой.
Постарайтесь подобрать фотомодели маску под цвет глаз и снаряжения. Предпочтительны маски с широким сплошным стеклом, чтобы оставалась открытой большая часть лица. Следите за тем, чтобы угол отражения вспышки не совпадал с углом съемки - иначе вы получите вместо лица один большой световой блик (на стекле маски).
Немаловажно положение фотомодели относительно фотографа: если тот (та), кого вы фотографируете, смотрит на вас снизу вверх, вместо головы на снимке получится сноп пузырей. Попросите модель слегка наклонить голову и сделать плавный выдох - тогда пузыри уйдут в сторону и не будут мешать, а, наоборот, оживят снимок.
Не пытайтесь фотографировать человека, не имеющего соответствующей подготовки, без маски - у него будет такая мимика, что... одним словом, это будут просто выброшенные кадры. Обговорите и отработайте с моделью на воздухе все положения тела, рук и ног под водой.
И последнее о фотопортрете: принято считать, что он должен изображать либо лицо, либо человека по пояс, либо чуть выше колен, либо в полный рост. Снимки с «обрезанной» головой и ластами по меньшей мере невыразительны. Третий тип подводной фотографии - съемка широкоугольниками - заслуживает отдельной беседы, и, с вашего позволения, мы отложим ее до следующего номера.