English Version
СТАТЬИ
Новости
О журнале
Наши авторы
Наши друзья
Темы
Архив номеров
Где купить
Подписка
Книги
О дайвинге
Фотогалереи
Опросы
Объявления
Дайв-ресурсы
Форум
Эхо войны или Подводные исследования военных трагедий (#3 2002)


  Александр Ёлкин

Подводные исследования затонувших судов и самолетов Великой Отечественной войны с черноморского побережья от Одессы до Сочи в течение всего летнего сезона проводит Подводный клуб "Нептун-про" (г.Тольятти). Руководитель экспедиций - Александр Елкин. Журнал ПК - генеральный информационный спонсор экспедиции - публикует фоторепортажи о ходе беспрецендентной подводной экспедиции с места событий в каждом номере.

ЗальцбургИдея провести в районе северо-западного побережья Черного моря в 100 км южнее города Одессы, недалеко от Будакского лимана, подводную экспедицию созрела еще четыре года назад. Во время Великой Отечественной войны в этом районе были позиции советских подводных лодок. На небольшом участке затоплено большое количество объектов. Место достаточно мелководное, глубина в среднем 15 - 20 м. Транспорт с войсковым грузом, в котором нуждалась германская армия, шел, прижимаясь к берегу, чтобы слиться с его фоном. Вокруг минные поля. Тем не менее, наши подводники умудрялись находить проходы и топить вражеский конвой. Не всегда удачно. Здесь погибли две наши подлодки типа «М» М-118 (Командир - капитан-лейтенант Савин С.С. ) и М-31 (Командир - капитан-лейтенант Расточиль Е.Г.). Краткие тактико-технические элементы «малюток» - малых подводных лодок типа «М»: длина 42 м, ширина 3,30 м, водоизмещение 205/240 т., экипаж 19 человек.

Из России нам, участникам экспедиции клуба «Нептун-Про» города Тольятти, необходимо было перевести поисковое оборудование, в том числе лодки, компрессоры и так далее, через границу Россия - Украина. Так как экспедиция имела статус некоммерческой и была посвящена памяти моряков-черноморцев, погибших во время войны, мы рассчитывали на помощь со стороны пограничников и таможенников. Получилось наоборот. На российской стороне наш «КАМАЗ» с оборудованием продержали 8 часов, сильно испортив всем нервы. Но ни копейки с нас не взяли. А границу Украины мы с грузом пересекли за 30 минут. К нам подошел таможенник и сказал, что за 100 долларов у нас не будет проблем. Мы заплатили, и их действительно не стало. Нам показалось, что у всех этих таможенных служб предки воевали не на нашей стороне.

В городе Одесса нас встретили друзья из дайв-клуба «Посейдон», они же участники экспедиции с украинской стороны. Итак, основная цель нашей подводной археологической экспедиции «Тольятти - Одесса 2002», была посвящена памяти моряков-черноморцев, погибших во время войны, и заключалась в том, чтобы, во-первых, обнаружить и обследовать группу затопленных объектов  в радиусе 10 миль от мыса Будаки до села Лебедевка и мористее; и, во-вторых, в случае обнаружения кораблей, идентифицировать их.

Немного истории
Холодным днем 1 ноября 1942 года советская подводная лодка М-118, находясь на своей позиции мористее мыса Будаки, торпедировала немецкий транспорт «Зальцбург», водоизмещением 2257 т.

Согласно немецким данным, на борту судна находился груз пустых бочек и 810 тонн угля. По данным российской стороны, корабль перевозил 2300 советских военнопленных. После затопления «Зальцбурга» корабли охранения сумели спасти 16 немцев, 47 румын, 132 военнопленных. Немногим удалось добраться  вплавь до берега. Погибло 6 немецких охранников и около 2080 пленных. После того, как подводная лодка торпедировала транспорт, по немецким показаниям, она в течение 2,5 часов отлеживалась на грунте. После доклада гидроакустика командир подлодки Савин решил, что погони не будет. И стал медленным ходом уходить мористее на глубину.

ЗальцбургОни не знали, что над местом трагедии барражирует гидросамолет противника «Арадо-196», он заметил след взбаламученного ила от винтов подлодки. Самолет сбросил две авиабомбы, но попадания не зафиксировал.

По радиосвязи были вызваны румынские канонерские лодки «Локонент командор Стихии Эуген» и «Сублоконент Гикулеску Константин», которые сбросили 7 глубинных бомб. На поверхность всплыли деревянные фрагменты и куски обмундирования. Румыны сбросили буй. На следующий день прибыли водолазы, но ничего не обнаружили. Факт остается фактом: лодка на базу не вернулась. Мы не вправе винить, что лодка погубила такое большое количество советских солдат. Командиру «Малютки» был дан приказ любыми способами уничтожать транспорт противника, а о грузе, который перевозил корабль, он не знал.

В нашу задачу входило - обнаружить «Зальцбург» и М-118.

Первые дни поиска. «Зальцбург» найден
Черное море встретило нас небольшим волнением 3 - 4 балла и туманом. Проблем с местной погранзаставой у нас не было, помогли ребята из местного дайв-центра «Посейдон». Нам казалось, что мы без проблем найдем первый объект: над ним должен стоять буй-ревун. Потратив целый день на его поиски, мы поняли, что нам буя не найти. На второй день запустили сонар бокового обзора и по координатам GPC , в течение 30 минут засекли объект. Глубина 14 метров.

Возвышение над грунтом 10 метров. По радио вызвали лодку с группой обследования. После того, как ребята вынырнули с объекта, прояснилась следующая картина.
Под нами судно, длинной примерно 135 м, шириной в 25 м, курс 221 градус. Судно сильно разрушено, носовая часть оторвана и лежит креном на правый борт, якорей нет, только цепи тянутся ко дну. Вероятно, от взрыва их сорвало. Трюмы замыты до самых крышек, от рубки почти ничего не осталось. Лежат несколько ящиков с 37-мм немецкими зенитными снарядами. Груза не обнаружено. По данным военных гидрографов, это транспорт «Зальцбург». Вероятнее всего, торпеда попала в правый борт, там видны следы максимального разрушения. Это может означать, что подлодка должна находиться с правой стороны.

ЗальцбургТем временем несколько участников экспедиции занимались поиском свидетелей тех лет среди местных жителей. Согласно полученной информации, даже если отбросить большую часть как художественный вымысел, получается, что после затопления «Зальцбурга» (местные его называли «баржа»), на берег вымыло огромное количество трупов. Цифры называют совершенно противоречивые: от 500 до 40000 человек. В селе Лебедевка местный житель показал место захоронения тех, кого вымыло с «баржи». Видны контуры 2-х могил по 30 метров в ширину и в длину. В конце экспедиции все участники проекта «Тольятти - Одесса 2002» возложили венки на братские могилы.

Две находки.
Следующий день принес сразу два новых объекта, но ни один из них не оказался искомой подводной лодкой. Обнаружили транспортное судно длиною примерно в 100 м, шириной в 22 - 25 м. Оно разрушено менее чем «Зальцбург». Видимость под водой - 8 - 10 м. Глубина 15 м. Удаленность от берега 6 км. Груз: большие бочки диаметром до 3 м. Часть бочек разбросана вокруг судна. Сохранились мешки с чем- то твердым. У рубки разрушена верхняя часть. В одной из кают на левом борту - останки человека. Найдена бутылка из-под вина греческого производства. Рядом с носовыми помещениями - ящики с 20-мм разрывными снарядами немецкого производства. Корма и нос судна достаточно хорошо сохранились.

Ближе к капитанской каюте, как нам показалось, был найден непонятный прибор (в последствиt выяснилось, что это был минихолодильник) с надписью: «Сделано в США. «Дженерал Электрик».

По данным гидрографической службы название судна - «Теодорих». Согласно историческим данным, перед нами был бывший советский пароход Черноморского государственного морского судоходства. По одной версии это мог быть «Херсон» (1912 года 3409 брт), по другой - «Волочаевка» (3208 брт). Оба были затоплены в августе 1941 года в городе Херсоне и подняты немцами. Судно, впоследствие известное как «Теодорих», совершало свой первый рейс под германским флагом. Шло в составе конвоя (2 транспорта в охранении 6 кораблей). В 13 ч.57 мин. атаковано в районе Будакского лимана советской подлодкой «М-111» (командир капитан-лейтенант Иосселиани Я.К.) после попадания торпеды судно переломилось, но осталось на плаву. Погибло 6 человек. Немцы выслали спасательный отряд в составе 3 буксиров, 1 лихтера, 2 кораблей охранения, но спасти корабль они не смогли. Впоследствие немцы сняли 20-мм автоматы, затворы от 75-мм и 37-мм орудий.  А также навигационное оборудование. При осмотре судна мы не обнаружили оставшихся орудий. Вероятно, их тоже забрали, но об этом не упомянули.

Последние находки экспедиции.
Следующее судно обнаружено нашей поисковой лодкой в 14 км. от берега. Оно, по всей вероятности, не принадлежит к ВОВ. это огромное паровое судно длиной в 120 - 140 м. с одним винтом, сильно разрушенное временем. Хорошо сохранился нос корабля с огромным адмиралтейским якорем, два паровых котла с бронзовыми водогрейными трубками и редуктором. А в основном - это бесформенная груда ржавого железа. По архивным данным по нему мы ничего не нашли. За два дня до окончания экспедиции были найдены два последних корабля в этом районе. Один из них относился ко времени первой мировой войны. А второе судно оказалось достаточно интересным. Корабль в отличном состоянии длиной 50 - 60 м, шириной 12 - 14 м лежит вверх днищем, плоскодонка, в днище открыты люки. Можно пробраться в рубку. Груза нет. В носу - огромная пробоина круглой формы, диаметром 6 - 7 м, вероятно, образованная от попадания торпеды. По архивным данным, 23 августа 1942 года в этом районе подводная лодка М-36 (командир капитан-лейтенант Комаров В.Н.) с дистанции 4 - 6 кабельтовых отправила на дно теплоход «Анкара» (4768 брт). Но размеры найденного нами судна под это описание не подходили. Когда участники экспедиции сняли в машинном отделении прибор с надписью «Кiев. Завод точных приборов», все стало ясно, и мы пришли к выводу, что надо еще поработать в архивах. Осмотрев весь район, подлодку не обнаружили. Возможно, нашей ошибкой явилось то, что мы искали «Малютку» мористее транспорта «Зальцбург», а лодка затонула около берега. некоторые местные жители в один голос утверждали, что они недалеко от берега в районе мыса Бурнас (это в 25 км от места гибели «Зальцбурга») видели на мелководье фрагмент подводной лодки (корма с винторулевым комплексом). Но у нас уже не было времени на проверку этих данных. Мы думаем, что скоро продолжим поиски «Малютки», чтобы отдать почести экипажу.

Летом 2002 года клубом подводной деятельности «Нептун-Про» города Тольятти планируется провести экспедицию «Мемориал-2002» по маршруту Ростов-на-Дону - Сочи. Цель будущей экспедиции: обследовать затопленные суда времен ВОВ. , отдать долг памяти тем людям, которые в годы войны сражались за  независимость нашей Родины, погибли или пропали без вести, всем тем, кому последним пристанищем стали воды Азовского или Черного морей.

ЗальцбургОсобую благодарность выражаем:
- Курносову Сергею
- Кипорову Юрию
- Шугаеву Алексею
- Бусоргину Александру
- Любимову Игорю


Copyrights c 1997-2004 DIVING CLUB
Дайвинг - рейтинг DIVEtop.Ru [AD] [AD]