English Version
СТАТЬИ
Новости
О журнале
Наши авторы
Наши друзья
Темы
Архив номеров
Где купить
Подписка
Книги
О дайвинге
Фотогалереи
Опросы
Объявления
Дайв-ресурсы
Форум
Крейсер, который исчез (#6 2002)


  Михаил Тихонычев

Крейсер, который исчезКрейсер Reina Regente был построен в 1887 году на английских верфях Thomson (Clydebank). Его водоизмещение составляло 4770 тонн, и приводился он в движение огромными винтами диаметром 5,63 м.

Четыре мощные паровые машины позволяли ему развивать скорость до 20 узлов и нести в трюмах 1285 тонн угля, что обеспечивало ему огромный по тем временам запас хода.

1887 год. Рождение крейсера.
Крейсер Reina Regente был построен в 1887 году на английских верфях Thomson (Clydebank). Его водоизмещение составляло 4770 тонн, и приводился он в движение огромными винтами диаметром 5,63 м.
Четыре мощные паровые машины позволяли ему развивать скорость до 20 узлов и нести в трюмах 1285 тонн угля, что обеспечивало ему огромный по тем временам запас хода.

На крейсере были установлены четыре орудийные башни с орудиями калибра 240 мм, шесть орудий калибра 120 мм, шесть 57-мм орудий, четыре 37-мм «Гочкиса», несколько пулеметов и пять торпедных аппаратов.
Длина крейсера составляла 97,3 м. Его изящные линии нарушали только орудийные башни основного калибра, которые находились по две на носу и на корме судна, каждая весом в 21 тонну. Он был гордостью испанской армады.

2002 год. Рождение партнерства.
Все началось с застолья по поводу очередного приезда из египетского дайв-сафари. Между рассказами о подвигах в водах Красного моря и разбором фотографий возник вечный русский вопрос: «Что делать?», а точнее: «Куда поехать в следующий раз?»
Недостатка предложений не наблюдалось, поэтому решили выбрать самое интересное. В споре о том, что интереснее - Мальдивы или Сейшелы, речь зашла о затонувших кораблях. Потом разговор перекинулся на затонувшие галионы, на сокровища затонувших галионов и места, где они могут находиться. Выяснилось, что ни у кого из присутствующих не стерлись в памяти детские воспоминания о романах Стивенсона. Более того, с возрастом романтический ветер дальних странствий стал бродить не только в головах, но и в других частях тела. Большинство было готово хоть завтра бросить все к чертовой матери и отправиться искать золотые дублоны, которые почему-то до сих пор лежат на дне, а не в более доступном для присутствующих месте.
Практические соображения пересилили романтические попытки тут же организовать поиски острова сокровищ или «Черного принца», и было решено потренироваться на действительно существующих обломках былого могущества Испанской или Португальской империй. Чтобы не мучиться вопросом о том, куда же все-таки ехать, решили съездить и в Испанию, и в Португалию сразу - благо русскому дайверу 300 верст - не крюк.

С местом в Испании определились сразу - где же еще искать затонувшие корабли, как не в местах морских сражений? Как ни странно, оказались свежи в памяти школьные уроки истории, на которых все проходили, что одним из важнейших морских сражений, произошедших около побережья Испании, была Трафальгарская битва, во время которой адмирал Нельсон разгромил объединенную испано-французскую эскадру, не потеряв при этом ни одного корабля, но сам при этом погиб. Поэтому решили ехать на мыс Трафальгар, недалеко от Кадиса.

С Португалией было сложнее - никто не помнил из истории Португалии ничего, кроме того, что каравеллы времен Колумба уходили в плавание с юго-западной оконечности Португалии - мыса Сан-Винсенти. Поэтому, не мудрствуя лукаво, решили туда и отправиться.

Тут же возникла идея придать этой поездке научный вид, а для того, чтобы переговоры с принимающей стороной можно было вести на должном уровне, решили зарегистрировать некоммерческую организацию с каким-нибудь гордым названием. После долгих обсуждений остановились на «скромном» наименовании «Российское подводное общество».

Крейсер, который исчез1895 год. Последний поход.
8 марта 1895 года капитан крейсера получил приказ перевезти в Танжер делегацию султана Марокко, которая была вынуждена прервать переговоры с испанским правительством и срочно вернуться в Марокко в связи с ухудшением международной обстановки на севере Африки.

В субботу утром, 9 марта, крейсер Reina Regente вышел из Кадиса, благополучно обогнул мыс Сан-Филипе и в тот же вечер прибыл в Танжер. Крейсер встал на якорь на рейде порта Танжера, высадил марокканскую делегацию и следующим утром, невзирая на надвигающийся шторм, вышел в Кадис. Больше никто и никогда не видел Reina Regente.

2002 год. Задумать - не значит сделать.
Нет смысла описывать все трудности, возникшие при организации первой поездки и при регистрации партнерства. Ни к чему делать из бумаги жилетку для слёз организаторов поездки.

Главное, что после двух месяцев напряженных переговоров с испанскими и португальскими коллегами, архивных поисков, бронирования гостиниц, билетов, автомобилей, оборудования и яхт все было готово к поездке, кроме виз. Их получили с трудом за день до вылета, уже не надеясь на то, что поездка состоится.
Утром 22 июня команда «Российского подводного общества» в составе 10 человек вылетела в Испанию с мыслями о том, что даже если не удастся найти ни одного затонувшего галиона, то хотя бы понырять на новом месте и просто отдохнуть в компании своих друзей - это тоже здорово!

1895 год. Таинственное исчезновение.
Одной из версий исчезновения крейсера была потеря устойчивости после последней модернизации вооружения, которая была проведена незадолго до описываемых событий. Изначально крейсер был сконструирован под основной калибр 200 мм, но затем на нем были установлены 240-мм орудия, что, возможно, и привело к потере устойчивости судна во время шторма.

После его таинственного исчезновения были организованы широкомасштабные поиски во всем районе возможного кораблекрушения вдоль африканского и испанского побережья при участии двух крейсеров и нескольких торговых судов, но эти поиски ни к чему не привели. Огромный крейсер бесследно пропал в водах Атлантики.

Июнь 2002 года. «Буэнас диас, амигос!»
Испания обрадовала прекрасной погодой. Загрузив огромный багаж в два микроавтобуса, команда «Российского подводного общества» отправилась покорять бескрайние равнины Иберийского полуострова, чередуя дорогу с остановками в прибрежных ресторанах, где отдавалось должное превосходной испанской морской кухне.

Вечером того же дня прибыли на место, расселились в маленькой, но очень приличной гостинице, и следующим утром выдвинулись в местный порт, готовые к подвигам и свершениям.

Крейсер, который исчезПосле радушной встречи с испанскими коллегами вышли на чек-дайв. Выяснилось, что дайвинг на Атлантике совсем не похож на тепличные условия Красного моря. Температура воды - от 14 до 17 градусов, видимость - 10-15 метров, сильные течения, красивый подводный рельеф, но не слишком богатый животный мир. Тем не менее, настроения это ни у кого не испортило, более того, у автора статьи после этой поездки еще долгое время болел живот, и не от особенностей национальной кухни, а оттого, что он давно так много не смеялся.

В перерывах между погружениями члены экспедиции занимались тем, что переводили аборигенам неприличные русские анекдоты, а те, в свою очередь, рассказывали свои. После первого дня совместных погружений к нам подошел португальский профессор археологии и сказал, что раньше он думал, что все русские угрюмые и замкнутые люди, а от нас он просто.... (далее шла непереводимая игра португальских слов).

1895 год. Причины гибели.
Сейчас нет смысла осуждать капитана корабля за его решение выйти в море, несмотря на надвигающийся шторм. По всей видимости, он хотел, чтобы его корабль принял участие в церемонии спуска на воду линкора Carlos V, которая должна была состояться в Кадисе на следующий день.

Тем не менее, о спешке говорит тот факт, что капитан даже не стал дожидаться прибытия на корабль одного из матросов, который в субботу вечером напился в порту Танжера и опоздал к отходу корабля. Этот матрос оказался единственным оставшимся в живых членом экипажа крейсера.

На борту крейсера находилось 412 членов экипажа. Его удивительное бесследное исчезновение потрясло общество той эпохи. Многие месяцы родственники и друзья пропавших моряков надеялись на его возвращение в порт Кадиса, откуда он отправился в свое последнее плавание. С тех пор прошло уже 107 лет.

24 июня 2002 года. «Кто ищет - тот всегда найдет!», что найдет - другой вопрос.
Уже на месте выяснилось, что для поисков галионов мы выбрали не самое удачное время, а точнее, самое неудачное. В этот период на месте планируемых поисков были приливно-отливные течения такой силы, что рыбаки в этом районе даже не ставили сетей, и ни о каком нырянии, а тем более поиске, не могло быть и речи.
Пришлось нырять в соседнем районе, и, как оказалось, нам нереально повезло: на второй день погружений были обнаружены металлические останки большого корабля, от близости которых бортовой металлоискатель просто сошел с ума.

Чтобы не нарушать законы гостеприимства, хочется сразу отметить, что честь обнаружения крейсера Reina Regente (а это был именно он) принадлежит нашим испанским друзьям, и правом «первой ночи» - первым погрузиться на найденный крейсер - воспользовался наш испанский гид, но всё равно все были страшно горды, что это событие, которого многие ждали уже 107 лет, произошло с нашим участием.
Так как крейсер лежал на достаточно большой глубине, а снаряжения для технических погружений у нас с собой не было, совершили только одно декомпрессионное погружение, утешая себя тем, что в следующий раз мы приедем сюда уже более подготовленными.

На фоне этой находки могли бы показаться не столь интересными впечатления от других погружений, но, к счастью, этого не произошло. До сих пор перед глазами стоят красивые португальские пейзажи, которые являлись бесплатным приложением к интереснейшим пещерным погружениям, «рэкам» времен Второй мировой войны и просто дневным переходам на борту двухмачтовой парусной яхты в сопровождении огромной стаи играющих дельфинов.

Крейсер, который исчезЕще одно незабываемое погружение совершили в изумительной по красоте пещере, где во время Второй мировой войны пряталась небольшая немецкая подводная лодка. Время от времени она выплывала и делала новые «рэки», но, в свою очередь, была потоплена английской авиацией недалеко от своего убежища.
Несмотря на отсутствие кораллов и, соответственно, коралловых рыбок, в испанских водах можно встретить очень крупных осьминогов и тунцов, а два раза в год на атлантическое побережье Испании и Португалии приплывают большие стаи касаток и голубые марлины.

Удивительное радушие местного населения в сочетании с шедеврами местной кухни, портвейном и vino verde (знаменитое зеленое португальское вино) украсили впечатления от вечернего времяпрепровождения в перерывах между погружениями. Таким образом выяснилось, что на самом деле Испания и Португалия являются отличной альтернативой для тех, кому уже начала немного надоедать египетская экзотика.

Чем еще оказалась хороша эта поездка, - не всё мы успели сделать, и есть повод не раз вернуться обратно. Большая глубина и сильное течение не позволило, к сожалению, произвести видеосъемку и более тщательно изучить останки крейсера, поэтому в настоящее время уже планируется организация следующей экспедиции совместно с испанскими подводными археологами, которая целиком будет посвящена его изучению.

Еще одну поисковую экспедицию планируется провести на месте Трафальгарской битвы, куда в этот раз мы, к сожалению, не попали. Надеемся, что это будет не менее, а, может быть, и более интересная поездка.


Copyrights c 1997-2004 DIVING CLUB
Дайвинг - рейтинг DIVEtop.Ru [AD] [AD]